Зборава субота

В последний перед свадьбой  день в доме у невесты  происходил обряд под названием девичник (девик, дзявішнік, дзявічкі, дзявоцкі вечар, сборный день, зборава субота, вянкі).  В доме собиралась многочисленная родня невесты: «мать, отец, дядья, тетки, братья, сестры и прочие  взрослые домочадцы». 

 

Подруги пели песни, спрашивая благословения у всей родни – расплести невесте косу и отвести в баню.  При этом невеста должна была плакать и кланяться всем в ноги, начиная от самых старших.  Плач невесты накануне свадьбы был обязателен. Для этого ей даже могли натереть глаза луком:

“Дайце Марысьцы помачы – горкай цыбулі пад вочы,

Знаць табе, Марыська замуж хочацца, калі твае слёзкі не коцяцца”.

 Невеста оплакивали свою «красоту», «косу», «волю», беззаботную жизнь у родителей. Считалось, чем больше слез невеста прольет в родительском доме, тем меньше она будет плакать в замужестве.

В баню по традиции  под пение подруг невесту вели свахи (свашеньки). Весь процесс мытья в бане: принесение воды,  мытье невесты, выливание использованной воды, сопровождался ритуально-магическими действиями и всевозможными оберегами невесты, проецированием рождения здоровых детей,  благополучных отношений с мужем и т.п. Баня накануне свадьбы  имела смысл ритуального очищения невесты от всех ранее  имевшихся бед и несчастий,  перед тем, как войти в новое жизненное положение.

Вернувшись из бани, в доме устраивали ужин. За столом невеста вместе с подругами пела песню, смысл которой заключался в том, чтобы отец и мать благословили дочку на житье-бытье в дальней сторонушке. После таких слов отец  благословлял дочь, она, в свою очередь,  должна была подарить ему что-то из приданного. Та же песня  повторялась еще несколько раз, но  теперь уже просили благословения у  ближайших родственников, принимавших участие в  семейном застолье. Невеста  и их одаривала небольшими  подарками.  После продолжительного песнопения невесту усаживали на лавку  и в последний раз в родительском доме ей заплетали косу под пение-причитание подружек.

Одним из составных этапов девичьего вечера было изготовление венка невесты, свадебного деревца и отличтительных знаков шаверов – “кветачак”. Мы уже говорили о значении свадебного венка, который играл важную роль на свадьбе, символизируя собой целомудрие невесты. На девичнике девушки садились вокруг стола и  плели венок из заранее приготовленных свежих или сухих трав (руты, калины), цветные ленточки, бусинки и другие украшения. Но прежде старшая шаферка трижды просили благословения  у родителей невесты: «Благаславіце вянкі віці».

Венок вили медленно, на протяжении всей работы девушки пели песни:

«Сягоння субота, святы дзянёчак,

Вілі Ганначцы з руты вяночак...»

Чаще всего в песнях говорилось о беззаботной жизни девушки у родителей  и  подневольной жизни женщины в доме мужа:

«Ці не жаль табе,  дзевачка, на дзявоцкае пагулянне,

На дзвяцкае пагулянне, на дзявоцкае жартаванне?

Дзевачкі пойдуць на вулку гуляць, а ты, маладзенька, у клетку спаць.

Дзевачкі пойдкуць па ягадкі,, а ты, маладзенька, да работкі.

Дзвачкі будуць вянкі віць, а ты, маладзенька, шапкі мыць,

Дзевачкі будуць гулі, гулі, а ты, маладзенька, люлі, люлі...»

Еўе в послевоенное время своей неордінарностью выделялся венок невесты, который делалаі в Верхнедвінском районе. В зеленое соцветье целебных (обязательно) трав вплеталі красную ленту-оберег, в області вісочных долей  прікреплялі сделанные із воска віноградные гроздья. 

Когда венок был готов, невеста подходила к столу, кланялась девушкам в пояс и также одаривала их небольшими подарками. В Молодеченском районе существовало поверье, если  иголку, которую использовали при изготовлении свадебного венка бросить в реку, та девушка скоро выйдет замуж.

После  этого начинали украшать свадебное деревце: «гільцэ», “вільцэ“, елку”, “шаблю” – символический знак благополучия, изготавливали “кветачкі”, которые на протяжении всей свадьбы будут красоваться на груди у старшего шафера и шаферки.

Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Межи Роль шаферов на свадьбе »