Венок невесты

Одним из главных элементов одежды невесты был свадебный венок. Чтобы понять символическое назначение венка, необходимо проанализировать его участие в праздниках годового круговорота и в семейных обрядах. Венок – обрядовый предмет, элемент традиционной  одежды как мужчины, так и женщины. Его изготавливали из различных растений, хвои,  трав, колосков, цветов, бумаги, ленточек и других подручных средств. Венок стал головным убором незамужних девушек. На Беларуси девочкам надевали венок с 10 лет. Часто венок использовали как украшение людей, животных, некоторых обрядовых предметов, построек, например, дома, колодцев, ворот.

 

В то же время венок всегда выступал оберегом от нечистой силы и всяких несчастий. Во-первых, он повторял форму круга (о магии круга будем говорить позже). Во-вторых – растения и предметы, например, пшеничные колоски, вечнозеленая ель, чеснок, красная нить или лента, наделяли его дополнительными защитными свойствами. В третьих – само плетение венка символизировало гармоническое соединение специально приготовленных растений и предметов в одно целое.   

У восточных славян на протяжении года было несколько праздников, в контексте которых венки становились обязательным атрибутом проведения обрядов.

Троицкая (Семушная) неделя (седьмая неделя после Пасхи). Время празднования Троицы в христианском календаре  совпадает с периодом самого активного роста растительности. На это время крестьянские дома и все постройки украшались аиром, ветками березы, клена, липы, цветами,  тем самым люди желали поддержать свои жизненные силы, благосостояние, плодородие приусадебного участка, будущий урожай и т.п. В четверг на этой же неделе праздновали – Семик, который открывал целый комплекс обрядов, знаменовавших прощание с весной и встречу лета. Молодежь отправлялась в лес. Праздничные гулянья устраивали около самой красивой березы. Здесь же проводился обряд «кумления»: девушки предсвадебного возраста завивали в венок ветви  одной березы или сплетали ветви (макушки) берез попарно, а потом “кумились” — целовались через венок и обменивались какими-нибудь личными вещами: нательными крестиками, платками, кольцами: “Покумимся, кума, покумимся, нам с тобой не браниться, вечно дружить”.  Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего «кумления», т.е. через год.  Как правило, покумившихся подружек  брали в старшие шаферки на свадьбу.

Затем березу украшали лентами, цветами, а угощение, которое девушки  приносили с собой, раскладывали под березкой, вокруг которой водили хороводы, пели песни. Через неделю девушки опять отправлялись в лес «расплетать» березу, чтобы тотемное дерево не обиделось и не принесло беды.

Также на этом празднике плели венок из трав и ранних цветов и  носили его на протяжении дня на голове. Считалось, что огромная живительная сила заключалась в венке, сплетенном из целебных и чародейных трав (полынь, любисток, аир, черемуха, береза). Вечером девушки  шли к реке. Следовало опустить  венок в воду и умыться через него. Затем венки пускали по реке и по их поведению гадали: чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, ту -  разлюбят. Юноши стояли на другом берегу, иногда сидели в лодке, чтобы поймать венок своей любимой, что служило верным знаком будущей свадьбы. В народной поэзии немало примеров в  песнях  и сказках, в которых девушки, пуская венки на воду приговаривали: “Кто венок поймает, тот и будет моим супругом”. Потонувший венок понимали по-разному: иногда, как  смерть, измену или конец любви.

В воскресенье на этой же неделе праздновали Троицу. Зелень, которой были украшены храмы, приносили домой. Считалось, если в Троицкие венки вплести немного травы, цветов, взятых из храма после службы, то такой венок будет хранить дом, хозяйство, домашнюю скотину на протяжении всего года. Венки на протяжении Троицкой и последующей Русальной недели носили и дети, и взрослые женщины и мужчины.

Примечали, если венок, свитый в Духов день (понедельник после Троицы) не завянет до Петрова дня (12 июля), то это предсказывает девушке счастливую жизнь в замужестве.

На Русальной (следующей за Троицкой) неделе у восточных славян устраивали «проводы русалки». Для этого в селе выбирали самую красивую девушку. Для нее плели много венков, которые надевали на голову, руки, тело, чтобы не было видно ее наготы. Затем «русалку» вели по селу и «провожали» -  уничтожали все венки (бросали в реку, костер). Только после этого разрешалось купаться в реке.

Венок из луговых трав стал обязательным атрибутом народного праздника, который проводили в день летнего солнцестояния. Юноши и девушки использовали свой венок, чтобы узнать будущее: его так же,  как и на Троицу,  бросали в реку; подкладывали на ночь под подушку в надежде увидеть вещий сон; забрасывали на высокое дерево – если венок зацепится за ветки с первого раза – это сулит замужество в этом же году. Люди старшего поколения хранили купальские венки на протяжении всего года как оберег от колдовства. Купальские венки развешивали на стенах домов, в хлевах, надевали на рога корове и т.д. Для того, чтобы купальский венок обладал наибольшей магической силой, его следовало плести рано утром, в полном молчании,  из нечетного количества трав, добавляя сильно пахнущие и жгучие (например, крапива) растения.

Жатвенный венок символизировал окончание жатвы. Его плели из последних сжатых или собранных с поля колосков пшеницы, ржи, ячменя, овса в день окончания жатвы. В некоторых регионах Беларуси на протяжении всей жатвы собирали двойные колоски – «спарышы» - символ благополучия и достатка, которые потом вплетали в этот венок.  Венок украшали бумажными цветами, лентами, гроздьями рябины, калины. Как правило, жатвенный венок плели девушки, а потом торжественно возлагали на голову самой лучшей жнице. В Беларуси избранная для этого, самая красивая и умелая девушка, называлась Багіня или Талака. В некоторых регионах таким венком короновали лучшего парня-жнеца. Жатвенный венок хранили на протяжении года  в красном углу. Зерно из такого венка использовали на Рождество и в другие праздничные дни, в семейно-родовых обрядах, при посеве на следующий год и т.п.

Жизнь и смерть всегда рядом. Славяне издревле плели венки из трав, цветов, вечнозеленых и хвойных растений  и тем, кто отправлялся в мир предков. Летом в погребальном венке преобладали живые цветы и травы, зимой – хвойные растения, засушенные травы, бумажные цветы, ленты. Как правило, плели два венка, один клали в гроб или надевали на голову умершему, второй клали на гроб, а после погребения оставляли на кладбище (эта древняя традиция существует и сегодня).

Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Красный угол Смотрины »