В структуре многодневного и многоэтапного свадебного торжества наличествуют три логически завершенных, в определенной мере самостоятельных (но все же тесно взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимообусловленных друг другом) этапа: предсвадебный (протяженностью 2-4 недели), собственно свадебный (3 дня) и послесвадебный (длящийся ровно год).

Подробнее ...

Исследователи истории традиционной культуры белорусского народа пришли к выводу, что архаическими, наиболее  древними и вместе с тем наиболее распространенными цветами  белорусов  были белый (серый, цвет отбеленного льна) и красный (ярко-коричневый) цвета. Тонкое восприятие окружающего мира и беспрекословное исполнение предписаний многовековых традиций помогли нашим предкам сделать совершенно точный выбор. Для того, чтобы понять, какую знаково-символическую роль   выполняли красный и белый цвета, необходимо выяснить,  каким образом   каждый из этих цветов был связан с обрядовыми структурами и в каких ритуальных контекстах они использовались. С этой целью напомним ряд ритуальных действий и предметов, в которых  белый и красный цвета являются доминирующими или смыслоопределяющими.

Подробнее ...

В этнографических трудах ХIХ – ХХ вв. роль самой засватанной девушки описывается довольно невыразительно, фрагментарно. Очевидно, это не было случайностью, потому что главное решение о том, быть или не быть свадьбе, принимали, конечно же, родители.

Подробнее ...

Обсуждению содержимого и объема приданного (“пасагу”) придавалось большое значение. Собственно говоря, оно было тем исходным капиталом, с которого начиналась самостоятельная жизнь молодой семьи. Следовательно, оно должно было включать в себя различные предметы быта, охватывающие основные стороны человеческой жизни и деятельности.

Подробнее ...

В контексте обрядов сватовства, отправления молодых в загс, встречи их после венчания огромное значение придавалось одной из самых сакральных зон в пространстве духовного космоса жилища – порогу. Чтобы лучше понять смысл самих ритуальных действий и магическую тайну порога, попытаемся посмотреть на него через призму традиционных  мировоззренческих представлений. “Праз парог рукі не падаюць” - такое правило народного этикета живет среди нас и сегодня. В своих высказываниях мы довольно часто употребляем выражения, в которых порог обозначает некую символическую границу, за которой нас ждет что-то новое: “На пороге зрелости” или “На пороге смерти”.

Подробнее ...

Как правило, через неделю  после «запоин» должно было состояться не менее значимое событие – “заручины”. Если сватовство было пробным шагом в предсвадебных событиях, то “заручины” фактически являлись первым ответственным шагом в соединении двух родов. Основная цель заручин (“змовін”, “вялікай гарэлкі”, “вялікіх запоін”, “ладу”, “рукобития”) заключалась в  окончательной договоренности о проведении свадьбы, всех ее подробностях, как экономических, так и обрядовых. На «заручины», которые происходили в доме невесты,  приглашали  более широкий круг родственников, которые становились свидетелями этой договоренности.

Подробнее ...

«На звезды надейся, а сам не плошай»

Подробнее ...

Одним из главных элементов одежды невесты был свадебный венок. Чтобы понять символическое назначение венка, необходимо проанализировать его участие в праздниках годового круговорота и в семейных обрядах. Венок – обрядовый предмет, элемент традиционной  одежды как мужчины, так и женщины. Его изготавливали из различных растений, хвои,  трав, колосков, цветов, бумаги, ленточек и других подручных средств. Венок стал головным убором незамужних девушек. На Беларуси девочкам надевали венок с 10 лет. Часто венок использовали как украшение людей, животных, некоторых обрядовых предметов, построек, например, дома, колодцев, ворот.

Подробнее ...

Красный угол – самое почетное место в доме. Строительство дома обычно начинали с того, что, прежде всего, определяли его местонахождение. Как правило, он был обращен на восток или юг и всегда находился в противоположной стороне от печи. Красный угол издавна был связан с культом предков. В дохристианское время туда ставили идолов,  домашних богов, а с приходом христианства в  этой ритуальной зоне стали помещать икону, покрытую рушником, и другие освященные предметы (например, ветку вербы после Вербного воскресенья, пасхальное яйцо, ветки березы или клёна на Троицу и т.п.). С течением времени красный угол приобрел  в доме статус церковного престола, стал символом духовного единения с Богом.

Подробнее ...

Еще одним  важным системообразующим  принципом культуры, ставшей основой для свадебных традиций , является принцип подобия: подобное вызывает (провоцирует) подобное. Фактически вся свадебно-обрядовая поэзия создана на основе тесного переплетения чувственного мира человека и состояния природы. В этом же русле развиваются многочисленные обряды,  а также используются предметы окружающего мира и магические атрибуты.

Подробнее ...

«Не заламывай рябинку, не вызревши, не сватай девку, не вызнавши». «Кто на ком женится, тот для того и родится».

Подробнее ...

Каждой стороне нужно было решать фактически одни и те же вопросы:

Подробнее ...