Следует заметить, что практически каждый шаг, любое продвижение свата и его дружины в пространстве дома невесты было строго регламентировано. Переступая порог дома, сват незаметно пяткой правой ноги стучал о порог и про себя проговаривал таки слова: “Яны маўчаць і вы не пярэчце”. Попытаемся расшифровать смысл этой сакральной формулы.

Подробнее ...

В структуре традиционного свадебного торжества наиболее заметной роль шафера и шаферки была в момент выкупа невесты. В этом ритуале отражена та эпоха в развитии  общества, когда существовало умыкание невесты или овладение ею силой, с помощью самых близких друзей – дружины молодого. Эти отголоски прошлого еще и сегодня  можно увидеть в начальном этапе развития свадьбы: путь дружине жениха перекрывают столами, а раньше – бревнами, частью забора и т.п, желая остановить его продвижение и требуя выкуп.

Подробнее ...

В последний перед свадьбой  день в доме у невесты  происходил обряд под названием девичник (девик, дзявішнік, дзявічкі, дзявоцкі вечар, сборный день, зборава субота, вянкі).  В доме собиралась многочисленная родня невесты: «мать, отец, дядья, тетки, братья, сестры и прочие  взрослые домочадцы». 

Подробнее ...

В восточных календарях существует детально разработанная система представлений о каждом дне полного лунного цикла. В среде восточных славян такой тонкой градации, очевидно, не существовало, возможно, прежде всего, потому, что особенности климатических условий не позволяли ежедневно наблюдать за состоянием Луны, поэтому сохранились лишь фазовые, цикловые или сезонные обобщения.

Подробнее ...

Свадебный венок стал символом девичества (целомудрия) невесты. Замужние женщины  венков не носили, не надевали на голову венок те женщины, которые выходили  замуж вторично. Как правило, это были вдовы. Не имела права надевать венок и та девушка, которая потеряла невинность до свадьбы. В народе так и говорили: «Згубіла або страціла свой вянок».

Подробнее ...

Неделя как традиционная единица измерения времени не является исконно славянской.  Это открытие вавилонской цивилизации.  Первоначально счет дней и ночей (восход и заход Солнца дали людям основную меру времени  - день), вели по количеству пальцев на одной  руке – пяти. Так зародилась пятидневная неделя.

Подробнее ...

На протяжении многодневного свадебного обряда  неоднократно  подчеркивалось, что в брак вступает целомудренная невеста. Причем эта ценность была достоянием публичного признания.

Подробнее ...

Важнейшей составной частью многодневного традиционного свадебного обряда был ритуал обручения, в котором кольцо (обруч) выполняло главную роль. 

Подробнее ...

Существующая среди восточных славян многоуровневая система ограничений на проведение свадеб  будет неполной, если не учесть еще один важнейший фактор, вызывающий множество самых противоречивых толкований, – это смерть кого-либо из родителей   молодоженов или их самых близких родственников.

Подробнее ...

Одновременно с проведением девичника в доме жениха также устраивалась прощальная пирушка.  Жених вместе со своими холостыми сверстниками проводили мальчишник (хлапечы вечар, хлапечнік, парничник, молодешник, молодецкая вечеринка, холостой вечер,  женихов пир, проводы, женихов поезд). У восточных славян этот обряд был распространен лишь в отдельных регионах, он ритуализован гораздо меньше, чем девичник. 

Подробнее ...

Следует подытожить и вновь сформулировать несколько «золотых правил народной культуры», касающихся шафера и шаферки: "Дружек, шаферов или почетных свидетелей выбирают из самых близких друзей. При этом следует помнить, что  такую почетную роль на свадьбе можно исполнить только один раз в жизни, чтобы своевременно создать свою семью, в противном случае вы можете навредить самому себе – остаться  шафером навсегда: «Калі дзеўка ўжо была два разы дружкаю, то як яе просяць, то павінна адказаць, бо ўжо больш ніяк няможна" (М.Федеровски «Люд беларуски на Руси литовской», Краков, 1897).

Подробнее ...

Сформулируем свод правил, касающийся обручальных колец, служащих мостом из прошлого в настоящее.  Считалось, что дарить друг другу кольца до замужества крайне нежелательно – это к скорому расставанию. Сегодня молодые выбирают себе, как правило, золотые кольца.

Подробнее ...

Церковные источники дают следующее описание важнейших свадебных ритуалов: «Жених и невеста  по окончании литургии встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева… Кольца, которыми будут обручаться брачующиеся,  во время литургии находятся на правой стороне святого престола вблизи друг друга: слева – золотое, справа – серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе.

Подробнее ...

В традиционной белорусской свадьбе были, как правило, задействованы не только близкие и далекие родственники жениха и невесты, но почти все население деревни. Вместе с тем сложнейшее свадебное действо предполагало наличие обязательного круга людей, который призван был выполнить самые ответственные обрядовые роли.

Подробнее ...

Н. М. Никольский в своем классическом труде  «Происхождение и история белорусской свадебной обрядности» утверждает, что уже в XII-XIV веках девичий вечер имел место в северных регионах Беларуси. Письменная фиксация этого обряда датирована   XVIII веком. В XIX-XX веках «дзявоцкі вечар» был одним из  важных звеньев  всего свадебного обряда. 

Подробнее ...

В истории развития традиционной культуры случилось так, что в основу ее мировосприятия и мировидения было положено противостояние Добра и Зла, Дня и Ночи, Жизни и Смерти, мужского и женского начала. Это противостояние было закодировано в различных системах символических кодов. Например, в числовом коде: вспомните наше отношение к числам двенадцать и тринадцать, с разным количеством цветов мы идем на встречу со своей любимой и в дом умершего человека. Особенно таинственным предстает перед нами число сорок. Его суеверно-магический ореол породил запрет отмечать сорокалетие.

Подробнее ...

История структурирования годового календаря по месяцам еще более запутанная, чем история самих календарей и определения времени Новолетия у славянских и других европейских народов. Однако уже в I веке до н.э. общая структура древнеримского календаря состояла из 12 месяцев и насчитывала 355 дней. Из всех месяцев только май (пятый месяц года) получил негативную окраску, как тяжелое, неблагополучное время.

Подробнее ...

Одним из наиболее значимых свадебных атрибутов являются обручальные кольца. На первый взгляд, они не так заметны, как фата невесты или праздничный каравай, однако их роль и значение в жизни молодоженов может быть полностью сопоставима с указанными выше аксессуарами и атрибутами.

Подробнее ...

Как правило, через неделю  после «запоин» должно было состояться не менее значимое событие – “заручины”.

Подробнее ...

В ходе свадьбы наступал определенный момент, когда с головы невесты снимали венок – символ девичества - и надевали головной убор замужней женщины – платок.

Подробнее ...