Структура предсвадебного периода

В структуре многодневного и многоэтапного свадебного торжества наличествуют три логически завершенных, в определенной мере самостоятельных (но все же тесно взаимосвязанных, взаимодополняющих и взаимообусловленных друг другом) этапа: предсвадебный (протяженностью 2-4 недели), собственно свадебный (3 дня) и послесвадебный (длящийся ровно год).

 

Предсвадебный период был нацелен на проведение ряда ритуально-магических  действий, предполагающих переговоры (“сговоры”) о приданом, дне свадьбы и других не менее важных бытовых вопросах проведения семейно-родового торжества между сторонами жениха и невесты: сватовство (“запоины”, “малые запоины”, “большие запоины”, “заручины”, “змовины”).  Заканчивался предсвадебный период накануне свадьбы (реже за несколько дней) в субботу (напоминаем читателям, что когда-то свадьба начиналась в воскресенье) “девичьим вечером”. Канун свадьбы также назвали “зборава субота”, “зборны вечар”, “хлапечы вечар”, “вянкі”. 

“Пришло время сватов засылать”

Еще в первой половине ХХ в. периоды проведения свадеб соотносились с двумя важнейшими факторами: с одной стороны, они могли проводиться только между постами, а с другой – подчинялись основным циклам сельскохозяйственных работ. Поэтому начало свадеб совпадало обычно с окончанием основных уборочных работ. Ключевые моменты свадебных традиций  нашли отражение в устно-поэтическом творчестве (пословицах, песнях, сказках, легендах, преданиях).

  • Белорусские пословицы свидетельствуют о том, что  сватовство обычно начиналось во второй половине сентября, чаще всего в день св. Иоанна Богослова (9.10) – “Святы Багуслаў дружкі разаслаў, а на Пакрова дзеўка гатова”.

В связи с тем, что между сватовством и самой свадьбой должен был пройти двух- или трехнедельный промежуток времени, необходимый для подготовки праздничного торжества, приданого невесты и проведения церковного обряда обручения (с целью оповещения прихожан о предстоящем браковенчании: они могли сообщить сведения, которые иногда служили препятствием к заключению брака), существовали и крайние сроки проведения предсвадебных мероприятий.

  • В одном случае временем окончания сватовства был праздник Покрова Богородицы (14.10): “Прайшлі Пакровы, равуць дзеўкі як каровы”, в другом – день почитания св. Дмитрия Солунского (8.11): “Да Змітра дзеўка хітра, а па Змітры хоць комін ёю вытры”, т.е. время сватовства закончилось, теперь сватов можно ждать только зимой.
  • Другим продолжительным периодом проведения свадеб был зимний Мясоед. Он начинался с 21 января, а заканчивался накануне Масленицы. Следовательно, в это же время ждали и сватов.
  • Считалось, если 19 января устроить заключительный этап сватовства – “рукобитие”, то жизнь молодых пройдет в мире и согласии.

Мы уже говорили о том, что в традиционной культуре восточных славян каждый день недели имел свою характеристику. Одни из них считались тяжелыми, неблагоприятными для больших начинаний, другие – напротив, сулили удачу и успех. В среде католического населения бракосочетание проводилось в субботу, (католическая церковь вобрала в себя многочисленные традиции древней иудейской культуры, зафиксированные в Ветхом Завете), поэтому наиболее благоприятным днем для сватовства также считалась суббота. В окружении православных славян наиболее удачными считались “мужские” дни – вторник и четверг, в названиях которых к тому же была зашифрована парность (второй и четвертый), которая являлась символической доминантой в содержании подавляющего большинства свадебных обрядов. Об этой символической приуроченности ритуала сватовства говорит древний обрядовый диалог:

- Когда жениться будешь?

- После дождичка, в четверг!

Однако в народном  сознании бытовало одно весьма деликатное морально-этическое ограничение. Если в доме жениха был умерший и со дня его смерти не прошел год, то отправляться свататься в день его смерти (при условии, что это был  вторник или четверг) не следовало (“вяселле не склеіцца”), для этого выбирали день большого церковного праздника.

Сватовство считалось одним из важнейших этапов предсвадебного периода, потому что от его исхода во многом зависело быть или не быть свадьбе. Поэтому ключевой фигурой начального этапа сближения двух родов был сват.

Оцените материал
(0 голосов)