Приданое – символ семейного достоинства

Обсуждению содержимого и объема приданного (“пасагу”) придавалось большое значение. Собственно говоря, оно было тем исходным капиталом, с которого начиналась самостоятельная жизнь молодой семьи. Следовательно, оно должно было включать в себя различные предметы быта, охватывающие основные стороны человеческой жизни и деятельности.

Белорусские этнографы склонны считать, что “пасаг” состоял из трех основных частей. Во-первых, по традиции  в него должны были входить предметы повседневного обихода: подушки, постельные принадлежности, одежда невесты, одежда для жениха (сорочка и рубаха, однако они имели исключительно сакральный характер: носить их жених не имел права, эта часть приданного хранилась вплоть до самой смерти и являлась одеждой посмертного облачения!).

Во-вторых, приданое служило началом формирования собственного хозяйства, поэтому в его состав входило наделение молодых домашним скотом.

В-третьих, родители невесты должны были указать размеры земельного надела, который переходил в собственность молодой семьи. Во второй половине XIX в.  и в первой половине ХХ в. эквивалентом этой части приданого стали деньги.

Считалось крайне неуважительным, если родители невесты по какой-либо причине пытались каким-то образом подкорректировать приданое или вовсе отказаться от него уже в ходе свадьбы.

 «Даць на запаведзі»

В ближайшее воскресенье после сватовства молодая пара должна была поехать в храм и поставить  в известность священника о предстоящей свадьбе. Невеста могла взять с собой брата, крестных родителей, жених ехал со старшим шафером и крестными родителями. Священник делал определенную запись  в метрической книге и на протяжении 2-4 недель в воскресенье после окончания литургии оповещал о предстоящем венчании.  Каждый из присутствующих в храме, мог рассказать священнику о невозможности этого венчания. И если доказательства были очевидны, священник мог запретить данный брак.

Оцените материал
(0 голосов)