Подобное вызывает подобное

Еще одним  важным системообразующим  принципом культуры, ставшей основой для свадебных традиций , является принцип подобия: подобное вызывает (провоцирует) подобное. Фактически вся свадебно-обрядовая поэзия создана на основе тесного переплетения чувственного мира человека и состояния природы. В этом же русле развиваются многочисленные обряды,  а также используются предметы окружающего мира и магические атрибуты.

 

Например, на свадьбе молодых усаживали на вывернутый кожух, чтобы они были богатыми и многодетными.  Молодежь предсвадебного  возраста не допускали к участию в похоронном обряде, как и не разрешали присутствовать за поминальным столом, чтобы сохранить способность продолжать свой род. 

На новогодний стол ставили двенадцать праздничных блюд, чтобы каждый месяц года семейный стол был таким же богатым и сытным.Особое значение этот принцип  получил в обрядности, связанной с беременностью женщины: ей нельзя было смотреть на некрасивых людей или на некрасивые, уродливые предметы, чтобы таким же не родился ребенок. 

Редактор издательства «Беларусь», уже немолодая женщина, знакомясь с  рукописью нашей  книги «Колесо времени: традиции и современность», вспомнила, как,   в роддоме к ней подошла пожилая санитарка и посоветовала убрать с тумбочки необычную плюшевую игрушку – чебурашку, потому как в природе таких зверей нет, а беременной смотреть на такие предметы небезопасно.

Все изложенные выше принципы являются своего рода универсальной отмычкой, с помощью которой мы попытаемся проникнуть в систему свадебных регламентаций, понять смысл отдельных ритуальных действий и механизм включения ближайших родственников или друзей в круг обязательных участников традиционной свадьбы. В центре свадебного торжества должны быть те люди, положение и состояние которых соответствует нормам и идеалам благополучия, полноценности, парности, счастливой судьбы. В то же время из числа людей, непосредственно задействованных  в проведении свадебного обряда, исключали: тех, кто имел хоть какую-нибудь неполноценность, «ущербность»: овдовевших, разведенных, женатых вторым браком, тех, у кого умирали дети, бездетных,; тех, кто к сорока годам не создал семью – словом, всех тех, у кого была «нешчаслівая доля».

Последнее изменение Вторник, 21 июня 2016 03:47
Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Даведкі Красный угол »