Красный угол

Красный угол – самое почетное место в доме. Строительство дома обычно начинали с того, что, прежде всего, определяли его местонахождение. Как правило, он был обращен на восток или юг и всегда находился в противоположной стороне от печи. Красный угол издавна был связан с культом предков. В дохристианское время туда ставили идолов,  домашних богов, а с приходом христианства в  этой ритуальной зоне стали помещать икону, покрытую рушником, и другие освященные предметы (например, ветку вербы после Вербного воскресенья, пасхальное яйцо, ветки березы или клёна на Троицу и т.п.). С течением времени красный угол приобрел  в доме статус церковного престола, стал символом духовного единения с Богом.

 

Место за столом в красном углу считалось самым почетным, его занимал хозяин дома, но при этом он садился на некотором расстоянии от него, как бы оставляя место для Бога. 

Красный угол был своеобразным центром домашнего мироздания, в котором, как в Ноевом ковчеге, в течение года собирались, хранились и постоянно обновлялись атрибуты народной святости. Они выполняли функцию домашних, семейных и хозяйственных оберегов. При этом пространство красного угла делилось на два уровня. В верхней его части находилась икона, которая крепилась таким образом, что как бы соединяла две стены: длинную, от двора (она символизировала хозяев этого дома) и короткую, выходящую на улицу (она символизировала родню со стороны жены и невест). За иконой на протяжении года хранились громничные свечи, веточки освященной вербы, ладанки с волосами первого пострига детей, свитки с указанием неблагоприятных дней   года, узелок с землей, на которой был отпечатан след сына, ушедшего служить в армию или на войну и другие святые для семьи предметы.

Нижняя часть сакрального пространства принадлежала предметам, которые воплощали результаты сельскохозяйственной деятельности семьи. Туда ставили  первый или последний сноп нового урожая, который называли «Дедом». Его  перевязывали красным рушником и хранили до следующей жатвы.

В красный угол ставили горшок с «Бабиной кашей» во время празднования крестин, там же находилась колядная кутья до начала ритуальной трапезы в Сочельник (канун Рождества Христова).

При входе в дом, человек должен был обязательно перекреститься перед иконой в красном углу, и только потом завести разговор с хозяевами дома.

После смерти покойника  клали сначала на лавку головой к красному углу (при этом женщину клали слева от красного угла, а мужчину - справа), а потом его переносили в гроб, опять-таки располагая головой к красному углу, а ногами к выходу. Руководствуясь законом перевернутости, широко отраженном в народной культуре славян, живые должны спать головой к выходу. В то же время запрещалось спать  под иконой, т. е. в непосредственной близости с  красным углом.

Во время поминальной трапезы на столе, который стоял непосредственно в красном углу, ставили тарелку и рюмку с водкой, накрытую куском хлеба, что должно было символизировать присутствие души умершего человека.

Во время свадьбы в красный угол усаживали молодых, окруженных парой шаферов и крестных родителей с каждой из сторон.

Здесь же, в символической части дома,  делили свадебный каравай.

Пуповину мальчика следовало закопать в красном углу, чтобы сын привел в дом невестку, которая родит сына и продолжит род.

В красный угол за стол усаживали крестных родителей на крестинах.

Когда ребенку исполнялся год, проводили так называемый постриг: прядь волос, которую выстригали на затылке ребенка крест-накрест, клали в красный угол за Божницу. Считалось, до тех пор, пока эта прядь волос лежит там, с ребенком ничего не случится.

Еще в ХХ в. существовала весьма любопытная свадебная традиция. Когда кто-то из мужчин уходил на войну, то прямо на пороге у него выстригали небольшую прядь волос и клали за образа, а оттуда брали небольшую часть волос первого пострига и отдавали с собой тому, кто уходил на войну. Этот обмен служил предзнаменованием того, что человек вернется домой целым и невредимым.

В начале строительства нового дома на место будущего красного угла обязательно ставили стол со всевозможными угощениями.

Во время строительства дома хозяева особенно внимательно следили за закладкой красного угла. Так как хорошо знали, что, заложив в красном углу щепку или чурку, а иногда и специально изготовленную куклу, на дом могли наслать беды и несчастья. Это могли сделать плотники, которых не устраивала оплата за работу, или кто-то из недоброжелателей.  

Во время проведения обряда «Засеўкі» 14 января горсть зерна обязательно бросали в красный угол, тем самым желая семье благополучия и процветания на весь год.

Поговорка «иметь свой угол» и сегодня означает стремление человека обрести свой дом.

Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Подобное вызывает подобное Венок невесты »