Кольцо – символ супружества

Одним из наиболее значимых свадебных атрибутов являются обручальные кольца. На первый взгляд, они не так заметны, как фата невесты или праздничный каравай, однако их роль и значение в жизни молодоженов может быть полностью сопоставима с указанными выше аксессуарами и атрибутами.

Если фата – отличительный символ главной виновницы торжества только на период самой свадьбы, то обручальные кольца станут неотъемлемой частью пожизненных брачных уз. Венчальное кольцо с течением времени стало своеобразным декоративным венцом замужнего или женатого человека. Наряду с другими внешними атрибутами венчальное кольцо становилось составной частью символического гипертекста, по которому можно было узнать родного человека.

Среди таких обрядовых маркеров были две косы, заплетенные в «куклу», обязательное наличие передника («фартуха»); количество полос на котором указывало на количественный состав семьи; орнамент на одежде, в «тексте» которого обязательно был какой-то специфический родовой знак-пороль; «намитка» – специальный головной убор замужней женщины. Сюда же можно отнести некоторые любимые слова в лексиконе человека, по которым легко можно было определить родственника или единоплеменника. В систему декоративных знаково-символических украшений входило и обручальное кольцо .

На протяжении длительного периода его использования вокруг него сформировался целый цикл представлений, верований, регламентаций, предсказаний, примет, которые, без всякого сомнения, свидетельствуют о таинственности его происхождения и о довольно сложном комплексе народных представлений о нем.

В традиционной культуре  различных народов мира кольцо являлось сакральным знаком совершенства, целостности и единства, бесконечности и завершенности, символом вечной любви – небесного венчания и земного супружества, храмового браковенчания. В то же время кольцо выполняло защитные функции и выступало как надежный оберег от энергетического воздействия нечистой силы. Охранительные функции кольца основывались, во-первых, на природных свойствах металла, из которого оно было изготовлено. Считалось, что золото, а особенно серебро – «чистые» металлы, не подверженные порче и сглазу. Конечно же, не последнюю роль в их «умении» отражать энергию тяжелого взгляда играла зеркальная поверхность изделий, изготовленных из этих благородных металлов. Во-вторых,  не менее важную роль имела и форма магического круга (о символике круга мы поговорим позже). В-третьих, на кольцо было перенесено более древнее назначение нити-оберега, которой обвязывали пальцы,  браслета (той же нити вокруг запястья), ожерелья (нанизанных на нить изделий из стекляруса, полудрагоценных или драгоценных камней). Особенно сильным оберегом считалось кольцо с красным камнем, его носили как талисман от многих болезней, воины надевали такое кольцо, чтобы избежать смертельных ран в бою.

Наши предки считали, что кольцо (как и многие другие амулеты) обладает определенной властью. Поэтому обменяться кольцами означало не что иное, как наделить своего партнера властью над собой, что, собственно, и происходит после заключения брака.

Кроме того, кольцо всегда символизировало связь и узы близкого сосуществования, а также вступление (вход)  в другую жизнь, прежде неведомую. Супружеская жизнь также является актом творения нового семейного мироздания, неведомым и непредсказуемым этапом в жизни двух людей, чьи земные пути-дороги слились в единый Млечный путь. Нередко кольцо крепили к входной двери, используя его в качестве оберега своего жилища. Тот, кто брался за кольцо, утрачивал силу своего  негативного воздействия, оставлял ее у порога дома. С этой же целью кольца использовали  при выносе и опускании гроба в могилу. Считалось, что покойник являлся носителем потусторонней силы, поэтому контакт с ним людей, не состоящих в родственных отношениях, мог спровоцировать нежелательные последствия. Чтобы избежать этого, использовали силу магического круга.

И, напротив, при выполнении магических действий народные целители должны были снимать кольца, так как считали, что их присутствие затруднит контакт со сверхъестественными силами. По аналоги с этим мировоззренческим представлением уход человека из жизни обязательно сопровождался ритуалом снятия обручального кольца. Умирающему снимали кольца, чтобы  облегчить «расставание» с землей, с близкими, с которыми он был связан узами брака или другими договорами-отношениями. В связи с этим сломанные или треснувшие кольца символизировали нарушенные обещания, разрыв уз, несчастье, нередко – смерть.

В сказках и легендах кольцо являлось магическим предметом исполнения желаний и совершения действий, которые не по плечу обыкновенному человеку. Так, в народной сказке «Волшебное кольцо» девушка-змея, дочка  хозяина подземного царства, отблагодарила своего спасителя тем, что подсказала ему пойти «за тридевять земель, в тридесятое государство, в подземное царство. Как придешь к нему (хозяину) на двор, будет он давать тебе много злата, и серебра, и самоцветных камней – ты ничего не бери, а проси у  него с мизинного перста колечко . То кольцо не простое: если перекинуть его с руки на руку – тотчас двенадцать молодцев явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделают»

 

Кольцо как зеркало родословной памяти

В этнологических исследованиях, посвященных изучению проблем славянской традиционной культуры, очень часто речь идет о том, что наши предки относились к кольцам с особым благоговением. Их хранили в семье как одну из самых священных реликвий, передавали по наследству, как по материнской, так и по отцовской линии. Считалось, что печатью особой божественной благодати обладают кольца тех супругов, которые дожили до золотой свадьбы.

Особым статусом наделялись венчальные кольца. Они были не только символом семейного благополучия, но, по народным представлениям, способны были предостеречь его от завидного глаза, могли использоваться в практике народных целителей для лечения многих болезней. Некоторые из этих рецептов не утратили свою актуальность и могут быть полезными  нашим современникам.

Чтобы свести ячмень с глаза, следовало девять раз провести по нему золотым  обручальным кольцом.

Чтобы жить в достатке, дружить с удачей, следовало умыться первой дождевой водой с золотым обручальным кольцом на пальце.

В Щедрый вечер (14 января) хозяйка варила кашу (кутью), в которую клала кольцо своего мужа. Если кольцо находил хозяин, значит, год пройдет в достатке и благополучии.

Считалось, что на протяжении всей беременности, женщина не должна снимать обручальное кольцо, так как оно «хранит» ее и будущего ребенка от недобрых на руку людей.

Во время родов, особенно тяжелых, бабка-повитуха раскрывала все двери, окна,  расстегивала на роженицы все пуговицы, развязывала все узелки, обязательно снимала  венчальное кольцо. Затем пропускала через него святую воду и давала пить роженице.

При первом ритуальном купании новорожденного в купель клали венчальное кольцо отца. Если женщина являлась хранителем очага и находилась под прикрытием своего жилища, в буквальном смысле слова, наполненном всевозможными оберегами, то мужчина чаще всего находился вне дома, следовательно, был подвержен не всегда положительному воздействию внешней среды. Вот поэтому  уже с момента первого ритуального купания мальчика в купель опускали кольцо – вокруг младенца возводили магическую «стену неприступного сказочного замка».

Через венчальное кольцо пропускали молоко больной коровы или козы (если они доились с кровью).

Обручальное кольцо хозяин клал в семена зерновых культур, льна, конопли перед очередным посевом, чтобы «богатство в доме не выводилось».

В то же время найденное кольцо считалось «подарком» нечистой силы. Чтобы «откупиться» от бед и несчастий, от болезней, знахари «переносили» или «наговаривали» на кольцо отрицательную информацию, которую принимал на себя тот, кто становился обладателем такой находки.

 

Кольцо в  предсвадебных ритуалах

Столь сложные и многоплановые представления о кольце как обереге послужили причиной того, что оно стало неотъемлемым атрибутом предсвадебных приготовлений и самого свадебного торжества. Символом принципиально иного социального статуса выступало кольцо, надетое на безымянный палец юноши и девушки.

Уже в средние века помолвка, «заручины» (заключительная часть обряда сватовства)  заканчивалась обрядом обручения: жених должен был надеть на руку невесты кольцо. На Беларуси существовал обряд: во время сговора  дружки жениха и невесты трижды подбрасывали их кольца на платке, выкрикивая при этом приветствия и пожелания  в адрес молодых, а потом надевали их   жениху и невесте. Затем в ходе свадьбы молодые трижды обменивались кольцами, в результате каждый из них получал свое кольцо.

Существовал обычай за день до свадьбы продевать сквозь кольцо невесты  прядь ее волос. Затем эту прядь отрезали и прижигали.

Женщины, которые замешивали «рощину» для свадебного каравая, должны  были  обязательно надеть свои обручальные кольца.

На девичнике (последнем вечере перед свадьбой) девушки подбрасывали в платках свои кольца, чтобы скорее выйти замуж.

На Троицу девушки должны были обменяться кольцами и платками во время обряда кумления -  в знак дружбы.

Кроме этого обручальные кольца использовали в многочисленных гаданиях о своей будущей жизни.

 

Кольцо помогает заглянуть в будущее: гадания о замужестве

Необычный предмет, который мог выступать связующим звеном между миром живых и миром предков, использовался в целом ряде случаев для предсказаний о дальнейшей судьбе человека.

Девушка, пожелавшая погадать о своем замужестве, должна была набрать стакан воды из ручья или реки, текущей на юг, затем попросить на некоторое время обручальное кольцо у той женщины, чья семейная жизнь не вызывала опасений, т.е. она была счастлива в замужестве (лучше было взять кольцо у бабушки или прабабушки), подвесить кольцо на собственном волосе над стаканом с водой, удерживая его  большим и указательным пальцем левой руки. Если кольцо начнет колебаться и станет ударяться о края стакана, девушке суждено остаться старой девой, если же кольцо будет быстро вращаться -  девушка выйдет замуж, если кольцо вращается медленно – она выйдет замуж дважды.

Еще один способ гаданий: в одну из Колядных ночей следовало набрать в стакан колодезной воды, опустить  в него обручальное кольцо и смотреть. В кольце должно было появиться лицо суженого.

Вместе с другими предметами (кусочек хлеба, гвоздь, уголек и т.п.) кольцо клали в глиняную миску и накрывали платком. Девушки по очереди вынимали предметы. Той, кому доставалось кольцо, суждено было выйти замуж в этом году.

Незамужняя девушка в Колядные вечера клала под подушку (одевала на безымянный палец) венчальное кольцо отца или матери и просила, чтобы  приснился суженый.

На Гомельщине  перед Великим постом варили «разговенную» кашу, в которую клали монету, кольцо, крестик. Девушка, которая находила кольцо, рассчитывала выйти замуж в этом же году.

Если подвесить кольцо на белую нитку  (магический маятник)  и водить им по буквам алфавита, можно узнать имя любимого или того, кто к  вам не равнодушен. 

 

Почему именно безымянный палец  выбрали наши предки для ношения обручального кольца?

Широкое распространение получил обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце. При этом люди католического вероисповедания носят его на   левой руке, а православные – на безымянном пальце правой руки. Сравните: католики, осеняют себя крестом слева направо, православные - справа налево. В народном окружении существовало поверье, что от безымянного пальца идет особенная вена к сердцу – сердечная. Со временем ученые-физиологи доказали, что такого сосуда нет. Но народная мудрость правильно подсказала выбор именно безымянного пальца для постоянного ношения кольца: этот палец считается самым «надежным» из всех пяти. Его очень трудно выпрямить без участия других пальцев руки, а значит, кольцо будет трудно снять или уронить.

Народные  знахари считали, что именно безымянный палец обладает целительной силой.  Для успешного лечения надо было «зачеркнуть» (т.е. перекрестить то место) болезнь безымянным пальцем.

Отрицательное отношение было к указательному пальцу, считалось, что только ведьмы носят кольца на этом пальце. Поэтому в обычаях народной культуры запрещалось носить кольца, в том числе и обручальные, на  среднем и указательном пальцах, что могло стать предвестником смерти  матери или даже обоих родителей.

Если умирал один из супругов, вдова (вдовец)  переодевала кольцо на другую руку.

Оцените материал
(0 голосов)
Другие материалы в этой категории: « Канун свадьбы Чтобы век не маяться... »