Канун свадьбы

Как правило, через неделю  после «запоин» должно было состояться не менее значимое событие – “заручины”.

Если сватовство было пробным шагом в предсвадебных событиях, то “заручины” фактически являлись первым ответственным шагом в соединении двух родов. Основная цель заручин (“змовін”, “вялікай гарэлкі”, “вялікіх запоін”, “ладу”, “рукобития”) заключалась в  окончательной договоренности о проведении свадьбы, всех ее подробностях, как экономических, так и обрядовых. На «заручины», которые происходили в доме невесты,  приглашали  более широкий круг родственников, которые становились свидетелями этой договоренности.

Участники этот обряда должны были более детально познакомиться с семьями двух родов; определить основных участников свадьбы, тех, кто будет наделен свадебными чинами (шафер, шаферка и т.д.); определить количество гостей с одной и другой стороны; количество родни, которую нужно одарить в ходе свадьбы; окончательно определить день свадьбы; соблюдая все правила народной культуры, назначить тех, кто будет выпекать свадебный каравай; согласиться с содержанием и количеством приданного; здесь же оговаривался день и время венчания,  а отсюда, размеры пожертвования на храм, священнику и другим участникам обряда венчания.

Начиная с XVII-XVIII в.в. обряд «заручин» заканчивался тем, что жених и невеста обменивались кольцами, давая согласие на брак. После этого отец невесты связывал руки молодых со словами:  «Дай, Божа, у добры час, на вясёлае жыцце, на дзяцінае шчасце!».

В конце вечера родня невесты и жениха обменивались подарками. И далее происходил обряд прощания – гости должны были сильно пожимать друг другу руки, как бы закрепляя полученную договоренность (отсюда и называние обряда – «заручины»).

После «заручин» отказ от свадьбы был практически невозможен. И если одна из сторон все-таки отказывалась от свадьбы, то на эту семью накладывались штрафные санкции в пользу противоположной стороны. За выполнением таких жестких требований неусыпно наблюдала местная общественность. Из записей корреспондента г. Турова, 1898 г: «У Тураве шлюбы заключаюцца па волі бацькоў. На працягу  25 гадоў было толькі 15 выпадкаў  адмовы ад шлюбу з боку жаніха ці нявесты, і справа заканчвалася мірна са зваротам выдаткаў тым бокам, які адмаўляўся».

Надо отметить, что в разных регионах так называемые этапы «свадебных переговоров» могли носить и другие названия, и проводились в разные промежутки времени на протяжении всего предсвадебного периода.  Но все многочисленные обряды, связанные со сватовством, заканчивались за неделю перед свадьбой «дзявоцкім» и «хлапечым» вечерами.

На Беларуси общественное мнение   высоко оценивало ту девушку, к которой чаще ездили сваты. Считалось, что невеста, которую часто сватают, обладает определенными положительными качествами, например, хорошая хозяйка, мастерица и т.п. Или за неё дают большое приданое. Но такие надежды не всегда оправдывались. А в народе говорили: «з вялікага перабору не лапцей, ні абораў».

Оцените материал
(0 голосов)