Какого цвета свадебное платье

Исследователи истории традиционной культуры белорусского народа пришли к выводу, что архаическими, наиболее  древними и вместе с тем наиболее распространенными цветами  белорусов  были белый (серый, цвет отбеленного льна) и красный (ярко-коричневый) цвета. Тонкое восприятие окружающего мира и беспрекословное исполнение предписаний многовековых традиций помогли нашим предкам сделать совершенно точный выбор. Для того, чтобы понять, какую знаково-символическую роль   выполняли красный и белый цвета, необходимо выяснить,  каким образом   каждый из этих цветов был связан с обрядовыми структурами и в каких ритуальных контекстах они использовались. С этой целью напомним ряд ритуальных действий и предметов, в которых  белый и красный цвета являются доминирующими или смыслоопределяющими.

 

Сегодня городские жители все реже и реже вспоминают, а может быть, уже и не знают о структуре жилищного пространства дома и функциональном назначении каждой из ритуальных зон. Напомним, что в противоположной стороне от порога всегда был «красный» угол, по диагонали от красного угла в доме была печь, которую обязательно белили в белый цвет.

При первом ритуальном купании ребенка, когда бабка-повитуха смывала следы «того» мира и «вживляла» его в мир  семьи, рода, его пеленали в белые пеленки, но при этом обязательно перевязывали красным поясом-оберегом.

Для крещения ребенка одевали в новую (или передающуюся по наследству от старшего к младшему ребенку) белую одежду или пеленки. Но поверх всего повязывали красный пояс.  

Старались, чтобы нательный крестик, который впервые наденут ребенку, был на красной ниточке.

О том, что в дом пришла беда – смерть близкого человека - свидетельствовали соответствующие действия людей и специальные ритуальные знаки–атрибуты.

Белый, без рисунка и орнамента, рушник вывешивали на окно со стороны улицы. Для прохожих это был знак того, что в доме покойник.

Во внутреннем пространстве дома все отражающие поверхности экранировали тканью белого цвета.

Еще в начале прошлого столетия людей хоронили в белом саване. Сегодня на дно гроба кладут белый рушник (символ дороги из мира живых в мир предков), а умершего покрывают тканью белого цвета (тканью абсолютно чистой, без следов творений живых; в мире предков начнется новый отсчет времени, поэтому на дороге вечности будут начертаны совершенно другие письмена).

В народной традиции  гроб с умершим опускали в могилу на специально вытканных для этого рушниках. Причем гроб находился на его белой части, а те, кто опускали – мужчины в возрасте более 40 лет, - держали  рушник за   красные концы.

В одежде умершего не допускалось присутствие красного цвета (считается, что это может повлечь за собой еще одну смерть «кровного» родственника). В то же время, если в семье была беременная женщина, она  обязательно надевала что-нибудь красное или ее перевязывали поясом красного цвета.

В народе и сегодня живет  правило: если после смерти близкого человека (родня до третьего колена) не прошел год, яйца – самый главный  атрибут празднования Пасхи,- нельзя красить в красный цвет, они должны остаться белыми, тем самым, указывая на исключительный статус данной семьи, которая живет в структуре «поминального года».

На протяжении года есть несколько поминальных дней, например, родительские субботы, Осенние Деды, Радуница. В эти дни живые навещали кладбища и приводили в порядок могилы и надмогильные кресты. Если это была могила женщины – на крест повязывали белый фартук, если мужчины – белый рушник, если незамужней девушки – белый веночек.

Итак, все примеры использования этнокультурных атрибутов в ритуальных контекстах, позволяют сделать вывод, что белый цвет символизирует  печаль, горе и смерть. Это универсальный символ трансформации – перехода в другое состояние. Если заглянуть в сказки, белый цвет – это цвет Мира Вечности, в котором «смерть - женщина в белом саване с длинными распущенными волосами, бредет по полям и является людям в видениях». А в народе уже давно живут фразеологизмы: «Что ты бел, словно смерть» или «Видел я тебя в гробу в белых тапочках». Да,  именно в «белых тапочках» (лаптях) хоронили наших предков.  

Известно, что у  многих европейских и азиатских народов особым уважением пользуются животные белого цвета. Например, в Шотландии белые коровы считаются прародителями, от которых пошел людской род. На Сиаме священными считаются белые слоны. В африканских странах  - белые волки, на Аравийском полуострове – белые волы, в Китае – белые кони. На Беларуси особым уважением пользуются белые птицы – аисты.  

Становится ясным, что все ритуальные моменты, связанные со смертью человека, с его переходом из одного состояния в другое, маркировались белым цветом. Но точно таким же переходом из одного мира в другой, из одного состояния в иное является рождение и крещение ребенка, а также подготовка и проведение свадебного торжества.

Но, как вы уже заметили, рядом с белым всегда присутствовал красный цвет – цвет жизни, самый надежный  и самый распространенный оберег. Все то, что требовалось сохранить, защитить,  оставить в состоянии покоя или стабильности, находилось в тесном контакте с красным цветом: хлеб, руки матери или отца, ребенок и т.д.

В народной медицине наличие предметов красного цвета было составным компонентом  при лечении рожистого воспаления, испуга, сглаза, ревматизма и т. д. Оберегами дома стали красное пасхальное яйцо, ветка рябины, сорванная 21 сентября. Самым надежным оберегом человека являлась красная нить или красный пояс. Святым местом в доме стал «красный» угол. В сказках примером красоты была «красна девица».

Если через призму всего сказанного посмотреть на основные ритуальные действия проведения свадебного обряда, то можно увидеть четкую закономерность: все действия, связанные с женихом и невестой (теми, кто претерпевает ритуальную смерть и переходит в новый статус), будут маркироваться белым цветом, все то, что связано с родителями, домом, хлебом (теми, кто не меняет статус), будут маркироваться красным цветом.

Как только заканчивался выкуп невесты, отец обвязывал дочь рушником и трижды обводил ее вокруг стола – сакрального места, за которым собирается семья. Причем невеста  была обвязана белой частью рушника, а отец держался за его красные края.

Во время венчания молодые стояли в храме на белой части рушника.

Когда из дома невесты выходили молодые, родители  делали у порога арку из рушника и двух хлебов, каждый из которых были завернуты  в красные (нижние) части рушника. Создавалась «триумфальная» арка (брама, радуга,  подкова на счастье), под которой должна дочка-невеста и будущий зять отправиться в новую жизнь.

Выходя из храма, крестный отец жениха или невесты связывал молодым руки поясом-оберегом красного цвета.

Молодых на свадьбе усаживали в «красный» угол.

После первой брачной ночи в одежде жениха и невесты доминировал красный цвет.

Свадебный стол заканчивался делением каравая, который под всеобщее благословение выносили крестные родители. Рушник застилали так, чтобы каравай  обязательно находился на его красной части.

Самое время сделать вывод: главные участники свадебного обряда -  жених и невеста  - находились в состоянии перехода, поэтому должны были надевать одежды белого цвета. Причем,  не только невеста, но и жених. Если посмотреть на фотографии прошлых лет, прийти в музей этнографии и фольклора, мы увидим там  светлые одежды жениха и невесты. НО: на платье невесты - рукавах, на  груди, будут вышиты широкие красные полосы – обереги, а живот будет «закрывать» фартук с красными полосами. У жениха  - к светлой рубахе и штанам  будет дан широкий пояс с ярко красными орнаментом  по краям.  

Все эти рассуждения заставляют по-другому посмотреть на современный свадебный обряд. Почему только невеста надевает наряд белого цвета? Может быть, следует более точно читать традиции предков: невеста, которая ожидает ребенка, утратившая целомудрие, не имеет морального права надевать свадебный  венок и белоснежную фату – символ девичества. И еще одно замечание. Традиционный костюм был для человека своеобразным оберегом, поэтому все жизненно важные зоны были интенсивно акцентированы орнаментальным рисунком красного цвета. Прежде всего, это касалось области шеи, груди, рук, живота.

Таким образом, давайте сформулируем правила народного этикета:

- если невеста целомудренна, она должна быть в первый день свадьбы в одеянии белого цвета;

- на другой день свадьбы (после того как между молодыми была близость первой брачной ночи) невеста должна была сменить свой белый наряд на одежды, в которых обязательно присутствовал  красный цвет.

Наши предки не стали бы нарушать основные условия традиционных ритуалов, будь то похороны или крещение ребенка, не нарушали они традиций, касающихся свадебного обряда, так как считали, что впоследствии молодая семья будет «наказана» - поплатится здоровьем своих детей и разрушенным счастьем домашнего очага. Есть над чем призадуматься, не так ли?

Оцените материал
(0 голосов)