Азбука народных традиций: Порог

В контексте обрядов сватовства, отправления молодых в загс, встречи их после венчания огромное значение придавалось одной из самых сакральных зон в пространстве духовного космоса жилища – порогу. Чтобы лучше понять смысл самих ритуальных действий и магическую тайну порога, попытаемся посмотреть на него через призму традиционных  мировоззренческих представлений. “Праз парог рукі не падаюць” - такое правило народного этикета живет среди нас и сегодня. В своих высказываниях мы довольно часто употребляем выражения, в которых порог обозначает некую символическую границу, за которой нас ждет что-то новое: “На пороге зрелости” или “На пороге смерти”.

 

В  поздней белорусской  традиции  дом имел три технологических горизонта, три уровня пространственной оринтации: верхний - чердак, дах (дух) - принадлежал пантеону богов, духов,   средний - являлся пристанищем человека, нижний - был закреплен за предками и считался местом их вечного пребывания. В древние времена  под порогом находился погреб – место погребения, захоронения сожженных останков умерших родственников. С приходом и распространением христианства обряд трупосожжения постепенно был заменен обрядом трупоположения.

Однако в народном сознании порог продолжал оставаться символической  зоной предков. Он отделял внутреннее пространство дома от внешнего. В сказочном мире этой символической черте (внимательно вслушайтесь в звучание этого слова) придавалось огромное значение. Она разделяла пространства медного, серебряного и золотого царства.

Хранителями неприкосновенности этих границ выступали не совсем обычные стражи: драконы, змеи, львы и т.п. Чтобы войти в царство, надо было сначала получить их согласие (выполнить целый ряд самых неожиданных условий) или преодолеть отчаянное сопротивление. Казалось бы, какое отношение имеет этот сказочный мотив к нашей с вами свадьбе? Оказывается – самое непосредственное. Именно порог является ритуальной границей нашего царства-государства, перед которой родители будут встречать молодых после венчания и устроят им необычный экзамен на знание традиций своего царства. А сколько раз будет перегорожена дорога свадебному кортежу, въезжающему в деревню, с вполне понятным требованием: заплатить выкуп за ввозимый из чужого царства “товар” – невесту. С той далекой сказочно-мифологической поры порогу стало принадлежать весьма   значимое место в  системе семейно-родовых обрядов,  знахарстве и народной медицине. С ним связано большое количество всевозможных ограничений и поведенческих регламентаций.

  • Чтобы роды не были тяжелыми, беременной женщине  нельзя было садиться  на порог.
  • Если в семье рождалась девочка, то ее пуповину и так называемое “детское место” закапывали под порогом. Такие сакральные действия были направлены на то, чтобы она, став взрослой,  “ушла” за порог, т.е. вышла замуж.
  • С этой же целью за порог выливали воду, в которой  купали девочку.
  • Перед тем, как нести ребенка в храм для крещения, у порога на несколько мгновений “присаживались” крестные родители. Но прежде, чтобы в дальнейшем у ребенка развивалось стремление к тому или иному ремеслу, родители должны были положить под порог определенные предметы (если крестили мальчика – топор, долото и т.п., если крестили девочку – веретено, пряжу и т.п.).
  • После крещения на пороге происходил обряд дополнительного “освящения” ребенка, который должен был символизировать  вхождение его в новом статусе в мир дома и семьи, а следовательно, и в мир предков: крестные родители клали ребенка на несколько мгновений на порог, а родители должны были поднять его и принять в дом.
  • Иногда обряд “освящения” проводили так: порог устилали кожухом, вывернутым шерстью вверх, а ребенка передавали из рук в руки.
  • Когда сваты приходили в дом к девушке, сват незаметно стучал правой ногой о порог и про себя проговаривал такие слова: “Яны (предки) маўчаць, і вы (имеются в виду хозяева дома) не пярэчце!”
  • После венчания родители встречали молодых с хлебом-солью перед порогом дома, а тем временем самая старшая женщина в семье, например, бабушка, расстилала через порог рушник,  чтобы невеста, которая пришла в новый дом для продолжения рода, не соприкоснулась с зоной смерти. С этой же целью жених брал невесту на руки и переносил ее через порог.
  • Ритуальные функции порога особенно отчетливо проявились в похоронном обряде. Во время выноса покойника из дома гроб трижды опускали на порог, что должно было символизировать переход еще одного домочадца в мир предков: “Принимайте следующего представителя нашего рода”. Перед тем, как войти в чужой дом, мы трижды стучим в дверь, как бы спрашивая на то разрешения хозяев; тройное постукивание о порог являло собой ритуальное обращение к миру пращуров с просьбой встретить у врат Вечности.
  • В некоторых регионах существовал обычай в день похорон отца или матери ребенка-сироту усаживать на порог. Ему давали съесть немного хлеба. Такие ритуальные действия совершали, чтобы в дальнейшем он не тосковал по умершему.
  • Порог выступал местом ритуального жертвоприношения: под порогом бани или овина хоронили черного петуха, чтобы задобрить банника; под порогом новой конюшни закапывали березовое полено, чтобы кони “водились”.
  • Порог выступал активным фигурантом во время гаданий. Девушки раскладывали на нем оладьи, впускали собаку и следили за тем, чью она съест первой, та первой в этом году выйдет замуж.
  • На пороге отговаривали такое тяжелейшее заболевание как эпилепсия (“падучая”).
  • Отправляясь в дорогу, люди обязательно не несколько мгновений присаживались, прежде чем переступят порог родного дома. Недаром говорится: “Без Бога не да порога!”
  • Люди, желавшие навредить хозяевам дома, клали под порог соль, могильную землю, другие предметы, например, иголки. Если вы попали в такую ситуацию, никогда не убирайте эти вещи голыми руками. Аккуратно собрав соль или землю, ее надо завернуть и сжечь на перекрестке. Если это делали домашним веником, приносить его домой нельзя.
  • В то же время порог всегда был защитником дома. Чтобы предохранить себя и дом от бед и напастей, в порог вбивали осиновый кол, сыпали освященный на Спаса мак, перед приходом “непрошенных” гостей в порог вбивали по бокам два гвоздя.
  • В повседневной жизни людям запрещалось сидеть или стоять на пороге. Ответ прост: “Нельзя беспокоить предков по пустякам или невзначай”.
  • Особенно этот запрет касался  неженатых парней и незамужних девушек – один останешься.
  • Издавна считалось, что разговаривать или передавать вещи через порог нельзя, это могло привести к ссоре между людьми.
  • Если человек, выходя из дома,  зацепился за порог правой ногой – это сулило удачу, левой – наоборот.
  • Если вы чувствуете за собой вину, сделайте так  -  заходя на порог, скажите:  "Я грех совершил, мне  Христос простит. Прости и ты, раб Божий (имя). Аминь".

Теперь уже зная все обстоятельства, связанные с самыми таинственными и сакральными зонами дома, которые во многом предопределяли характер поведения гостей, мы можем смело засылать сватов. Они уже знают традицию и постараются использовать ее духовно-энергетический потенциал для достижения своей заветной цели.

Оцените материал
(0 голосов)